В рамках реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования мы создали «Библиотеку для детей и родителей в дошкольной организации»
Проблема чтения детей стоит особенно остро в нашей стране в последнее время. Приобщение детей к чтению в школьные годы, развитие умения извлекать из книги информацию, становится еще сложнее, если ребенок не приобщился к книгам в дошкольном возрасте.
Чем раньше книга входит в мир ребенка, тем выше вероятность, что в будущем он будет тянуться к чтению. При этом книга должна стать достойным конкурентом мобильным приложениям и играм.
Художественная литература по-своему открывает ребенку жизнь общества, взаимодействие между людьми, мир человеческих чувств и ценностей. Она же является прекрасным образцом русского языка, демонстрируя его образность, богатство и красоту.
В дошкольном возрасте дети чаще всего слушатели, а не читатели, а значит, важно, чтобы рядом нашелся человек, готовый разделить книжный мир с ребенком. В детском саду таким человеком выступает педагог, дома – только родители могут сделать чтение регулярным занятием, приносящим не только пользу, но и удовольствие.
Так как традиция семейного чтения год за годом уходит в прошлое. Для ее возрождения на базе детского сада «Крошечки-Хорошечки» организована библиотека детской художественной и познавательной литературы.
Цель:
Развитие и углубление читательских интересов у детей и родителей, вовлечение членов семей воспитанников в совместное чтение, формирование новых запросов читателей по интересам.
Задачи:
К созданию библиотеки присоединились все желающие родители нашей группы. Для библиотеки мы выбрали Отдельное помещение. Пространство оформлялось по собственному представлению педагогов и администрации детского сада. Для наполнения библиотеки книжными изданиями были привлечены воспитатели и родители всех возрастных групп.
Книжный фонд постоянно пополняется и в настоящее время содержит белее 100 экземпляров. Большинство книг и пособий находятся на открытых стеллажах и полках, хорошо просматриваются. Имеется книжный резерв, необходимый для пополнения и периодического обновления содержания библиотеки, и место для его размещения. Составлен график посещения библиотеки для всех возрастных групп. Указаны часы работы библиотеки и выделено специальное время для посещения семьей. Разработан перспективный план мероприятий для детей, который предусматривает проведение тематических мероприятий, тематических выставок, вечеров семейного отдыха, фотовыставки, викторин.
Пространство библиотеки обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, но и является содержательно-насыщенным, вариативным, трансформируемым, доступным и безопасным. В помещении библиотеки предусмотрены различные места для действий с книгой. Имеется уголок для чтения, для ремонта книг уголок для игр в шахматы и шашки. Библиотека оснащена различными средствами обучения: видео книги, аудиокниги; техническим оборудованием: интерактивная панель.
На нового читателя заводится формуляр, литература по необходимости выдается на дом.
Воспитателями были созданы правила пользования библиотекой. Но дети не хотели остаться безучастными, и правила пользования библиотекой нарисовали сами.
Идея создания библиотеки родилась из огромного желания помочь родителям, прививать нашим замечательным детям любовь к чтению, а также научить их бережно относиться к книге.
План работы библиотеки на год.
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Дата проведения
|
«Путешествие по сказкам К. И. Чуковский» |
Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству К. И. Чуковского |
ноябрь |
Игра- викторина по сказкам Н. Н. Носова «Улыбка и смех- это для всех» |
В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о писателе Н. Н. Носове и его произведениях; совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде |
ноябрь |
Литературная викторина «Наши любимые книги»
|
Закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, повести, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать выразительность, точность речи; учить понимать переносное значение пословиц, применять их в соответствующей речевой ситуации. |
декабрь
|
Литературно-музыкальная гостиная «Идет волшебница Зима».
|
Показать красоту зимней природы через интеграцию видов искусства: музыки, литературы; продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных и литературных образов; упражнять детей в эмоциональном, выразительном пении и чтении стихов; обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, образов природы, литературы
|
декабрь |
Показ презентации «Дорогами сказок Шарля Перро». |
вспомнить биографию и творчество Шарля Перро; расширить представления о сказках; повышать творческий интерес детей; воспитывать нравственные черты характера. |
Январь
|
Конкурс чтецов «А. Барто – любимый детский писатель» |
Способствовать знакомству с литературным наследием писательницы А. Барто, выявить наиболее талантливых чтецов среди воспитанников. Дать возможность воспитанникам публично прочесть стихи А. Барто. Способствовать повышение интереса к выразительному чтению. |
февраль
|
Спортивный праздник с элементами театрализации «В гостях у дедушки Корнея» |
Создать у детей положительный эмоциональный настрой, совершенствовать умения и навыки при выполнении эстафет, формировать интерес к художественной литературе и пробуждать радость от встречи с любимым и сказочными героями. |
март
|
Игра-путешествие «В стране загадок»
|
Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, делать умозаключения. излагать свои мысли последовательно.
|
март
|
Квест- игра «День великого сказочника» |
Воспитать у дошкольников интерес к книгам; закрепление дошкольниками знаний о сказочнике Г. Х. Андерсене и его произведениях. |
апрель |
Литературная игра «Волшебный сундучок!»
|
Уточнить и обогатить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок; уметь узнавать сказку по заданию; проявлять интерес к драматизации сказок. Развитие познавательной активности детей в процессе расширения знаний о сказках; развитие умения отвечать на вопросы; активизация словаря: названия героев сказок. Проявление дружелюбного отношения друг к другу в работе единой команды, сопереживание.
|
апрель
|
«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» |
Приобщить детей к творчеству А. С. Пушкина; закрепить знания детей о произведениях и персонажах А. С. Пушкина; создать положительную атмосферу. |
июнь |
«Эти замечательные сказки Сутеева» |
проекты краткосрочные по группам |
июль |
Творческие встречи.
Встреча с работниками библиотеки |
Раз в квартал
|
Работа с родителями
Акция «Подари книгу саду» |
Привлечь родителей к участию в совместных с педагогом мероприятиях, созданию необходимых условий для разнообразных стремлений и потребностей детей. |
Октябрь-май |
Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»
|
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой. |
апрель
|
Мастер-класс для детей и родителей «Изготовление закладок для книг |
Развитие интереса и любви к книге, пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихами. Закрепление умения использовать разные по фактуре материалы ;воспитание бережного отношения к книге |
февраль |
Консультации для родителей : «Книга в жизни ребенка», «Что и как читать ребенку дома?», «Если ребенок не хочет и не любит читать», «Почему детям необходимо читать книги», «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», «Воспитание будущего читателя».
|
|
Октябрь - май |
Участие родителей в выставках рисунков и поделок, выставок, проводимых в библиотеке. |
|
Октябрь - май |
В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в нашем дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.
Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве образы останутся с ними на долгие годы. Хочется верить, что работа библиотеки нашего детского сада поможет детям сформировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду и к природе.